Последний Бой: Деолигархизация Является Решающим Условием Успеха Реформ в Украине

Последний Бой: Деолигархизация Является Решающим Условием Успеха Реформ в УкраинеОлигархи национально-демократических политических сил, дружественные «прагматике», взяли под свой контроль Украину после Оранжевой революции и Евромайдана.

В качестве президентов ни Виктор Ющенко, ни Петр Порошенко не смогли изменить порядок, в котором ведется бизнес и политика в Украине. Олигархи остаются мощными и коррупция в Украине не снизилась между 2004-2015. После провала «прагматических» национал-демократов, возможно, единственным способом, в который Украина сможет вернуть контроль над государством, который был захвачен олигархами, это выбор не прагматических, а радикальных национально-демократических политических сил, таких как Батькивщина, Самопомич, новая партия Михэила Саакашвили, Демократический Альянс и Силa Людей.


Деолигархизация является решающим условием успешности реформ и европейской интеграции после революции Евромайдана. Если связь между крупным бизнесом и политикой останется нерушимой, надежды поддержавших Евромайдан будут развеяны так же, как это случилось после Оранжевой революции с Президентом Виктором Ющенко. Рейтинг Президента Петра Порошенко падает, и его политическая сила, Блок Петра Порошенко, теперь находится на пятом месте по популярности. Лишь 2% населения полностью поддерживает его действия, тогда как еще 15% утверждает, что поддерживает его частично. Назначение Владимира Гройсмана на должность Премьер-министра Украины делает Порошенко ответственным за действия как правительства, так и президента, что приведет к дальнейшему падению его популярности.

Растущее разочарование в стране сопровождается усталостью от Украины за границей, что напоминает о событиях в 2007-2009 гг. после Оранжевой революции. Газета «The Economist» написала 16 апреля 2016 года: «Революция «Достоинства», которая избавилась от коррумпированного, авторитарного режима Президента Виктора Януковича два года назад, не принесла революционных изменений. Дальше господствует коррупция. Ключевые реформы не завершены. Распределение полномочий между президентом и премьер-министром остается нечетким. Олигархи все еще крепко стоят на ногах, а старые политические лица возвращаются. Власть парализована. Иностранная помощь заморожена. А махинации вокруг создания нового правительства кажутся до боли знакомыми».

Еще слишком рано для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что Украина входит в еще один цикл демократической революции, разочарования, стагнации и контрреволюции, как это произошло в 2005-2010 годах. Усталость от Украины опасна в то время, как Россия продолжает свою необъявленную войну на Донбассе, а Украина зависит от финансовой поддержки Запада, тогда как дипломатическая и безопасностная поддержка со стороны Запада, особенно США, очень важная для Украины в отношениях с Россией.

[…]

Станет ли Евромайдан успешным катализатором революционной перестройки и европейской интеграции, или повторит судьбу Оранжевой революции и провалится, зависит от реформ в трех ключевых сферах: коррупции, верховенства закона и олигархов. Эта статья сосредоточивается на олигархах в Украине, являющимися крупными бизнес-лидерами, которые руководят диверсифицированными бизнес-империями со значительными средствами медиа-влияния и тесными связями с президентом и политическими силами в парламенте.

Чем олигархи плохи для Украины?

Украинские олигархи влиятельны в трех ключевых сферах: экономике, СМИ и политике. Их негативное влияние имеет четыре канала:

Во-первых, экономика не может реализовать потенциал роста, и размер сектора малых и средних предприятий в Украине остается небольшим. Доля этого сектора в экономике Украины равняется 20%, в то время как в центрально-восточной Европе, где он сыграл важную роль в трансформации коммунистических экономик — 40-50%. Сектор малых и средних предприятий является ключевой составляющей среднего класса страны, а, следовательно, либеральной демократии и европейской интеграции.

Во-вторых, олигархическая монополизация делает невозможными равные для всех условия и верховенство закона, поэтому уровень иностранных инвестиций остается невысоким. На протяжении четверти века независимости Украина не была привлекательной для инвесторов. Единственным периодом, когда они инвестировали в Украину в относительно значительных объемах, были 2005-2007 гг. во время потребительского бума и приобретения банков. От инвестиций в Украину зарубежных инвесторов сдерживает отсутствие верховенства закона и страх перед корпоративным рейдерством. Крупнейшим корпоративным рейдером Украины является прозападный и антироссийский олигарх Игорь Коломойский [1]. Это показывает, что олигархов нельзя четко разделить на «хорошие прозападные» и «плохие пророссийские» группы.

В-третьих, украинские олигархи удерживают Украину в ситуации «равновесия незавершенных реформ», по словам политического советника Европейского банка реконструкции и развития (ЄБРР) Джоэла Хеллмана в его известной статье 1998 года [2]. Хеллман утверждал, что победители начальных реформ в переходных экономиках получают значительные ренты (коррупция)от частично реформированных экономик, что порождает значительные издержки для государства и общества. Таких краткосрочных победителей от реформ необходимо ограничить и интегрировать в процесс экономических реформ.

В-четвертых, монополия экономической и финансовой власти предоставляет олигархам контроль над действием закона и политической системой. Отсутствие реальных политических партий в Украине, а не фан-клубов их лидеров и финансируемых олигархами избирательных проектов, создает вакуум, в котором олигархи коррумпируют политический процесс.

Отсутствует согласие относительно того, что делать с олигархами

В то время, как существует согласие относительно негативного влияния олигархов на Украине, отсутствует консенсус и присутствует много лицемерия относительно того, что именно с ними надо делать. Упоминались три возможные группы шагов, первые две из которых раскритиковали западные эксперты.

Первым был призыв заключить в тюрьму всех олигархов, как это видно со слогана Оранжевой революции «Бандиты в тюрьмы!». Но когда олигарх Михаил Ходорковский был посажен в тюрьму Президентом Владимиром Путиным, этот поступок был раскритикован как пример выборочного применения правосудия.

Олигархи и их политические сторонники в Партии Регионов и похожих политических силах в Украине привычно реагируют на угрозы криминального преследования в Украине словами о «политических репрессиях».

Но призыв «Бандиты в тюрьмы!» критикуют и подвергают суровому осуждению не только в Украине, но и на Западе. После Оранжевой революции, ведущий научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Андерс Аслунд, Президент Проекта переходных экономик Брюс Джексон и Президент и исполнительный директор Freedom House Адриан Каратницкий очень критически отнеслись к угрозам заключить в тюрьму олигархов и вместо этого поддержали большие коалиции между крупнейшей группой олигархов Украины, Партией Регионов, и Нашей Украиной Виктора Ющенко. В 2010 году Арсений Яценюк предложил создать новую большую коалицию при условии назначения его Премьер-министром. После избрания Януковича в 2010 году Каратницкий написал ряд комментариев в западных публикациях, которые очень положительно описывали его президентство и действия (1, 2).

Янукович сбежал с Украины в Россию во время Евромайдана и объявлен в розыск Интерполом в связи с массовой коррупцией и убийствами. Аслунд и Каратницкий сейчас связаны с Атлантическим Советом в США, который является наиболее активной организацией, поддерживающей Украину в Вашингтоне.

Вторым предложенным способом была реорганизация экономических активов олигархов и их реприватизация. В 2005 году Премьер-министр Тимошенко пыталась реприватизировать значительное количество активов олигархов, которые были приватизированы во время президентства Леонида Кучмы. Крупный производитель стали Криворожсталь был ренационализирован и перепродан иностранной компании по цене, в шесть раз превышающей цену, заплаченную олигархами Ринатом Ахметовым и Виктором Пинчуком в 2004 году.

Тем не менее, планы Тимошенко по ренационализации были охарактеризованы как «популизм» инвестиционными банкирами и многочисленными западными экспертами в делах Украины. Эти планы были отложены после отставки Тимошенко с поста Премьер-министра в сентябре 2005 года. Два ее преемника, Юрий Ехануров и Виктор Янукович, были дружественными к олигархам премьерами, которые отбросили первый (заключение в тюрьму) и второй (ренационализация) тип мер по отношению к олигархам.

Третий подход к решению проблемы, недавно раскрытый более детально Тимоти Эшом и Мартином Нанном под названием «Финансовая программа правды и примирения после Майдана», призывает к другим мерам. Они призывают к одноразовому налогу, согласно которому «все те, чистый размер активов которых превышает $1 млн, полностью задекларируют свои активы и автоматически согласятся заплатить одноразовый налог размером 10% от объема активов». Этот вариант не предусматривает признания вины за прошлые финансовые злоупотребления, коррупционные действия или уклонение от уплаты налогов. Лицо будет отвечать за правильное раскрытие размера своей собственности — расхождение декларируемых и реальных данных более чем на 15% приведет к штрафу в размере 20% «чистого» размера активов (плюс к 10% уплаченного налога) и возможную криминальную ответственность. Размер собственности может подлежать проверке международными аудиторскими компаниями.

Так могут возникнуть новые отношения между политиками и крупным бизнесом, которые подведут черту под прошлым. Поступления от этого налога могут быть прибавлены к резервам Национального банка Украины и нового Фонда национальной безопасности, которые могут использоваться для покупки вооружения, которую страна не может производить самостоятельно, и для обучения новой армии согласно стандартам НАТО.

Остается открытым вопрос, насколько реалистично это решение. Подведение черты под прошлым будет требовать намного более эффективного выполнения законов для обеспечения равенства перед законом и способности обеспечивать криминальное наказание олигархов за нарушение закона. Такой налог будет требовать согласия олигархов на это предложение и уплаты ими средств, а также, что важно, доверия олигархов к таким шагам в стране, в которой общественное доверие к государственным институтам и политическим лидерам является очень низким. Уровень общественного доверия к президенту, парламенту и премьер-министру близок к нулю.

Еще одной сложностью, которую редко обсуждают, является монополизация олигархами СМИ, в частности телевидения, которое является основным источником новостей для украинских граждан. Управление новостями со стороны олигархов может искажать информацию, которую граждане получают от своего правительства о реформах, и сильно влиять на результаты выборов. Как может деолигархизация любыми предложенными методами считаться успешной, если основные телеканалы Украины, находящиеся во владении олигархов, останутся под их контролем: 1+1 владеет Коломойский, Интером Дмитрий Фирташ и бывший глава администрации Януковича Сергей Левочкин, а СТБ, Новым Каналом и ICTV владеет Виктор Пинчук. Может быть, стоит их реприватизировать и открыть к ним доступ иностранных инвесторов?

Деолигархизация, борьба с коррупцией и верховенство закона являются тремя областями, имеющими решающее значение для успешности реформ и Европейской интеграции после революции на Евромайдане. В то же время, тогда как западные правительства, научные эксперты и журналисты часто советуют Украине «сделать что-то со своими олигархами», они редко дают четкие рекомендации относительно шагов, которые украинские политические лидеры и власть должны предпринять для решения этого вопроса.

Олигархи национально-демократических политических сил, дружественные «прагматике», взяли под свой контроль Украину после Оранжевой революции и Евромайдана. В качестве президентов ни Виктор Ющенко, ни Петр Порошенко не смогли изменить порядок, в котором ведется бизнес и политика в Украине. Олигархи остаются мощными, как никогда, и коррупция в Украине не снизилась между 2004-2015. Как отметил Freedom House, Украина пережила 2 оборота без фундаментальных изменений. После провала «прагматических» национал-демократов, возможно, единственным способом, в который Украина сможет вернуть контроль над государством, который был захвачен олигархами, это выбор не прагматических, а радикальных национально-демократических политических сил, таких как Батькивщина, Самопомич, новая партия Михэила Саакашвили, Демократический Альянс и Силa Людей.

Автор: Тарас Кузьо, ведущий научный сотрудник, Канадский институт украинских студий Университет Альберты

voxukraine.org

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s