Август — месяц праздников. И связанных с ними ляпсусов и глупостей

Об Украинском государстве ко Дню Независимости в медиапространстве традиционно было сказано масса несуразностей, прежде всего связанных с историей. Как всегда, в очень широком диапазоне. Один полюс здесь — «наша молода держава».

В Украине август по числу праздников может конкурировать только с январем. Этот «парад празднований» начался 2 августа днем ВДВ Украины и закончился 30 августа своеобразным юбилеем — началом «первой декоммунизации». Когда постановлением Президиума Верховной Рады была запрещена Компартия Украины, и поэтому демонтированы некоторые коммунистические памятники и несколько изменена топонимика столицы и ряда других городов. Впрочем, «первая декоммунизация», ее достижения и провалы — это отдельная тема; здесь же отмечу, что на этот небудничный юбилей, который наводит на серьезные размышления, украинские масс-медиа почти не отреагировали, а жаль.

Зато об Украинском государстве ко Дню Независимости в медиапространстве традиционно было сказано масса несуразностей, прежде всего связанных с историей.

Как всегда, в очень широком диапазоне. Один полюс здесь — «наша молода держава». Правда, таких утверждений было несравненно меньше, чем, скажем, при президентстве Кучмы: все о УНР, ЗУНР, пусть номинально независимой в 1919-23 годах, а затем, в начале 1930-х, реально автономной — на уровне протектората — в составе Советского Союза УССР и Украинское государство гетмана Скоропадского за эти времена узнали если не все сельские бабки, то хотя бы почти все журналисты.

Тем более, что уже сейчас ведутся дискуссии, как отмечать в следующем году 100-летие современной государственности Украины. Другой полюс — это утверждение, что государство Украина существует уже полтора, два, а то и четыре тысячи лет, причем оно, мол, существовало еще до трипольцев и было первым в Европе, если не в мире, принеся цивилизацию и шумерам, и древним египтянам, и античным грекам. Впрочем, такого тоже было значительно меньше, чем во времена Кучмы, — опять-таки, и образование в массы идет, и комплексы исторической неполноценности медленно исчезают …

Но было и кое-что новое. Один очень патриотичный (без кавычек) политолог с какого-то дива, анализируя украинские проблемы, безапелляционно написал: «Украина впервые за почти тысячу лет возобновила свою государственность». Как так — значит, что после Ярослава Мудрого украинской государственности не было? До этого не додумались даже Дмитрий Табачниксо своим тезкой Киселевым …

Ведь, согласно этому утверждению, ни Владимир Мономах, ни Даниил Галицкий, ни Богдан Хмельницкий, ни Михаил Дорошенко, ни Михаил Грушевский, ни Павел Скоропадский, ни Симон Петлюра не были лидерами суверенных государств, и история Украины значительно больше обозначена клеймом безгосударственности, чем история соседней Беларуси … Я понимаю, что эмоции — вещь серьезная, и кому-то могут не нравиться Мазепа или Петлюра, но нельзя политологу идти вопреки историческим фактам. Тем более, что они столь убедительны, что даже едва ли не обожатель деяний Петра І Пушкин писал в монологе Ивана Мазепы из поэмы «Полтава» вполне объективные вещи:

Без милой вольности и славы

Склоняли долго мы главы

Под покровительством Варшавы,

Под самовластием Москвы.

Но независимой державой

Украйне быть уже пора:

И знамя вольности кровавой

Я подымаю на Петра.

А за сутки до 25-летия принятия Акта о независимости был другой праздник — День Государственного Флага, — объединенный с годовщиной президентского указа об установлении звания «Герой Украины». Попутно замечу, что это название — следствие понятной политической спешки и неосведомленности авторов текста этого документа, так как речь должна была идти о восстановлении независимости — ведь не только УНР / ЗУНР, но и УССР как соучредитель СССР в 1922-23 годах была юридически независимым государством, что и дало затем право Украине, России и Беларуси (четвертый соучредитель — Закавказская федерация — прекратила существование в 1936 году) осуществить в Беловежской Пуще похороны Советского Союза. Как видим, нелепостей хватает не только в СМИ, но и в государственных актах …

Но сейчас речь о журналистские глупости. На сайте серьезного медиаресурса читаем: «1998- год установления премии „Герой Украины“». И дальше — рассказ: сначала, мол, Кучма ввел эту «премию» своим указом, а потом Верховная Рада приняла соответствующий закон. Что ж, вот в интернете указ Леонида Кучмы. Найдите-ка там слово «премия». А вот указ Кучмы об Уставе звания Герой Украины — уже после принятия закона. Где здесь хоть что-то сказано о «премии»?

Кстати, в 2010 году Донецкий суд решил лишить Степана Бандеру и Романа Шухевича этих званий, потому что они, мол, не были гражданами Украины. И с тех пор журналисты дружно пишут, что, мол, они лишены этих званий — то с осуждением, то с одобрением. Но на самом деле решение суда ничтожное и незаконное минимум по двум причинам: а) Бандера и Шухевич действительно были гражданами Украины в детстве (ЗУНР, затем УНР); 2) есть Закон Украины о государственных наградах, и там сказано:

«Статья 16. Лишение государственных наград

Лишение государственных наград может быть проведено Президентом Украины лишь в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление по представлению суда в случаях, предусмотренных законом».

Понятно? «Только в случае». Точка. Все остальное — прямое нарушение закона. И зря Википедия пишет о «дискуссионности» принятых Донецким областным судом решений. Какая может быть «дискуссионность», когда эти решения откровенно незаконны и основываются на откровенно сфальсифицированной мотивировочной основе?

Ну а тем, кто свято верит в незыблемость всех судебных решений, напомню, что Революция достоинства никогда бы не состоялась, если бы выполнялись решения «справедливейших в мире» украинских судов. Это первое. А второе — государство, в котором областной суд может отменить указ главы государства, обречено на распад и гибель. Кстати, что ныне поделывают те самые донецкие судьи?

И еще о праздниках. Откровенно огорчила Марина Ставнийчук, написавшая в своем блоге: «… Президент подписал указ „О праздновании в Украине 500-летия Реформации“. Этот праздник важен для евангельских христиан-баптистов. Конечно, в этом нет ничего плохого. Украина толерантна к любым официально признанным религиознымх течениям. Но. Мы все же — православная страна. К Киевскому и Московскому патриархатам Украинской православной церкви, согласно последним опросам, относят себя соответственно 32 и 25 процентов верующих Украины. Вообще православными считают себя 70 процентов граждан. К протестантской церкви относит себя 1 процент верующих».

Но баптисты — это еще далеко не все протестанты Украины (перечень всех протестантских церквей, которые РПЦ свысока нарекла «сектами», хотя баптистов в мире примерно столько же, сколько всех прихожан Московского патриархата, занял бы слишком много места). А Википедия справедливо отмечает: «Протестантизм в Украине — вторая по количеству верующих группа христиан после православных; превосходит по численности католиков. По разным исследованиям в Украине протестанты составляют от 1,3% до 2,4% населения. Подсчет количества протестантов затруднен тем, что не все протестантские церкви и группы официально зарегистрированы и ведут подробную статистику членов».

К тому же, будучи верным УПЦ КП, все же вынужден заметить, что этот праздник является важным и для украинских православных. Ведь Реформация — это событие всемирного значения, которое имело большое влияние и на Украине. Собственно, она — в числе тех событий, которые сформировали европейское сообщество и весь современный мир.

Среди его последствий — массовое распространение Священного Писания и богослужения живым народным языком (до этого мирянам запрещалось читать Библию, к тому же изложенную на латыни, греческом и церковнославянском, то есть непонятную большинству аудитории), формирование на основе работы над переводами Библии общенациональных литературных языков, появление такого феномена, как христианская (прежде всего протестантская, но не только) трудовая этика и тому подобное. Украинские православные братства и братские школы — это составляющая европейских предреформационных и реформационных процессов. Церковные реформы Петра Могилы и концепция Киева как «второго Иерусалима» — это тоже эхо Реформации. Собственно, и Хмельнитчина также … Эхо это ощутимо и в ХХ, и в XXI веках.

Скажем, Украинская Автокефальная Православная Церковь в своем создании в 1917-21 годах обращалась, по примеру протестантов, к определенным раннехристианским обрядамв и традициям. И УПЦ КП несет на себе отпечаток Реформации, сделав языком богослужения украинский, а не т. н. «церковнославянский» (который сейчас очень напоминает русский) и поощряя изучение Библии мирянами …

И, наконец, еще о двух праздниках. В немалом числе СМИ встречается такое сообщение от 14 августа: «Сегодня православные восточного обряда празднуют Маковея». Панове новостийщики, нет «православных восточного обряда», есть «христиане восточного обряда» — православные и греко-католики.

Ну а напоследок — что-то почти цирковое. Сайт Сalendarium.com.ua — «Украинский календарь»рассказывает нам, что в ночь на 31 августа 1935 года в городе Кадиевке на Донбассе «произошло событие, которое стало производственным подвигом, что всколыхнул страну»; забойщик угольной шахты Алексей Стаханов добыл за смену до 14,5 норм — и так далее и тому подобное о «стахановском рекорде» по добыче угля, о самом Стаханове, распространении и успехах «стахановского движения».

Все это откровенная «деза». Начиная с того, что на самом деле забойщика Стаханова звали Андреем, а Алексеем он стал вследствие банальной «кляксы» в сообщении о «рекорде» в газете «Правда» (ему выдали новые документы и приказали забыть старое имя, потому что «Правда» не может ошибаться), до самой сущности «рекорда», на который со Стахановым работало еще несколько шахтеров.

Единственная правдивая весть в статье (и единственное действительно реальное достижение Стаханова) — это то, что он первый то ли предложил, то ли испытал четко организованное разделение труда при работе в забое. Впрочем, это было новшеством только в Советском Союзе, где были выбиты почти все квалифицированные инженерные кадры, но на Западе такое разделение труда весьма успешно применялся, и достаточно давно …

На этом позволю себе поставить точку, перенеся в следующий месяц некоторые журналистские и блогерских ляпсусы, не связаны напрямую с праздничной тематикой. Хотя … Сентябрь тоже открывается праздником — Днем Знаний, поэтому интересно, что «небудничное» по этому поводу появится в медиапространстве …

Фото — http://www.3xhammer.de

Сергей Грабовский, опубликовано в издании  «Детектор медиа»

Перевод: Аргумент

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s