Подбор отмычек для Украины. Аналитика ИС

Развязанная Россией гибридная агрессия в Украине перешла в фазу поиска невоенных способов урегулирования конфликта. Это в полной мере соответствует концепции ведения гибридной войны российским Генеральным штабом. Напомним, что глава российского генштаба Валерий Герасимов в начале 2013 года сделал резонансный доклад «Основные тенденции развития форм и способов применения ВС России» на конференции Академии военных наук РФ. А ровно через год весь мир увидел аннексию Россией Крыма, а спустя еще месяц – войну на Донбассе.

После оккупации Крыма и отдельных регионов Донбасса, наверное, не осталось тех, кто считал приведенную Герасимовым схему неким научным совпадением. И сегодня после фактического снижения активности в военных действиях на Донбассе, в российских военных и научных кругах обсуждаются сценарии урегулирования конфликта на востоке Украины.

Одним словом, в российском информационном потоке формируется дискурс о механизмах снятия напряженности в отношениях с Украиной. В этих целях в российских СМИ заметно снижена агрессивность контента, где практически исключены ярлыки 2014 года, как например – «украинские фашисты», «каратели» или «укробандеровцы».

Параллельно с этим в военной и научной среде России активно обсуждаются пути выхода Москвы из навязанной Киеву войны на востоке Украины. В формируемом кремлевском дискурсе в последние месяцы активизировался лейтмотив так называемого «постконфликтного урегулирования».

В этом году в ряде закрытых конференций российских военных академий и круглых столов с участием военных и политических экспертов ведутся обсуждения по поиску приемлемого сценария для Украины. Неудивительно, что их итогов нет в свободном доступе, хотя параллельно с ними ведутся дискуссии в открытом формате. Например, организуются форумы «Актуальные проблемы безопасности на Юге России», «Социально-политическое измерение мира: Россия-Украина-Новороссия», «Война или мир?» или, скажем, круглый стол в формате видеомоста Москва-Симферополь «Крым – открытая трибуна» и так далее.

Их общей отличительной особенностью является поиск путей для сохранения уровня информационного влияния в новом, невоенном формате. При этом, на такие форумы стало модным приглашать экс-чиновников Украины в качестве консультантов, которые неплохо разбираются в тонкостях украинской политики, дипломатии и экономики. Скажем больше, экс-министр МВД Украины А.Захарченко официально устроен консультантом в российских органах власти, а экс-премьер Н.Азаров часто появляется в стенах российского Кабмина. Беглые украинские высокодолжностные олигархи стали использоваться Москвой в качестве серьезного информационно-политического ресурса. Подобным образом российское руководство предпринимает попытки сформировать новый арсенал невоенного влияния на политическую ситуацию в Украине – набор «новых отмычек».

По мнению некоторых российских специалистов, цель таких действий – нарушить субъектность развития Украины, усилить внутреннюю конфронтацию, заменить властные элиты и поддержать оппозиционеров, готовых действовать в рамках модели внешнего управления. По сути, доктрина «управляемого хаоса» вкупе с новыми геополитическими установками России фактически превратились в наставления по подрывной деятельности на поле Украины. Напомним, что концепция управляемого хаоса была в свое время взята в разработку спецслужбами РФ, как важнейшая составляющая теории современных войн. В России применением технологий управляемого хаоса занимаются ученые В.Е.Лепский, В.В.Карякин, А.А.Бартош, С.А.Батчиков, И.А.Василенко и другие. Некоторые из их разработок можно найти в открытом доступе.

Практически во всех теоретических трудах  российских специалистов по механизмам «soft-влияния» важное место отводится формированию в Украине рычагов внешнего управления. Основными каналами воздействия рассматриваются лидеры общественного мнения – властная элита, лидеры оппозиционных движений, а также религиозные деятели.

Здесь следует сделать небольшое отступление, поскольку в среде военных специалистов есть множество скептиков, которые склонны видеть в АТО только военные угрозы.

Конечно, нельзя отрицать, что в последнее время на отдельных участках линии соприкосновения сторон конфликта на востоке Украины наблюдается военная активность с применением артиллерии. И внешне логичными кажутся заявления военных экспертов о начале новой фазы боевых действий на Донбассе. Конечно, увеличение количества жертв среди военных и местного населения подталкивают к такому выводу. Однако нужно смотреть дальше.

В этом случае подразделения российских террористических войск пытаются достичь поставленных перед ними информационных целей. Главная задача российского руководства – навязать Украине затяжную войну, которая со временем

·         истощит украинскую государственную казну;

·         не позволит Украине реанимировать экономику;

·         посеет мнение о приемлемости для Украины федерального государственного устройства;

·         разобщит украинское общество;

·         создаст ореол непобедимости российской армии;

·         сформирует абсолютное недоверие к украинскому военно-политическому руководству;

·         снизит у населения уровень патриотизма и так далее.

Согласитесь, что каждый из этих пунктов не относится к военным победам. Это невоенные (информационные, политические, экономические) поражения, к которым российское руководство подталкивает Украину. В конечном итоге, Кремль добивается того, чтобы официальный Киев согласился на предложения по «замирению» Украины на условиях России.

Отмычка к Украине подбирается через реализацию технологий управляемого хаоса. Основным направлением в этой связи рассматривается замена ключевых игроков в элитах на заранее подготовленных и управляемых кандидатов. Подготовка кандидатов уже ведется в «неправительственных организациях украинцев» в России и политических центрах при поддержке спецслужб. Во второй части этого материала мы их рассмотрим подробнее.

Их роль – создание волны «управляемого хаоса», что приведет к распаду системы без применения военных средств. Кроме прочего, делаются ставки на внутренние социально-экономические, этно-конфессиональные противоречия в Украине, всепроникающие коррупционные связи, разрыв в доходах различных слоев населения, отсутствие социальных гарантий, что будет использовано в качестве катализатора «управляемого хаоса». В Украине, к сожалению, такой комплекс противоречий довольно продолжительное время игнорируется руководством страны, что усиливает недоверительное к нему отношение.

Все это достаточно давно отмечалось российским руководством.

20.11.2014 г. на заседании Совета Безопасности РФ его глава, президент РФ В.Путин, призвал его участников обсудить проект новой Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года и меры по ее реализации. Внешне – Стратегия выглядит  внутреннероссийским документом, однако по своему содержанию Путин якобы видит главную угрозу своей стране из Украины: «события в Украине – это урок и предупреждение для России». При этом, он весьма обширно определил вектор по «борьбе с экстремизмом», вынося его за рамки государственных органов: «…это далеко не ведомственные задачи. Силами правоохранительных органов с решением таких задач не справиться. Должны активно участвовать все уровни власти, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации и представители традиционных религий России».

Когда стало очевидно, что Россия не смогла быстро победить Украину в развязанной гибридной агрессии, было решено создавать «ручной» политический ресурс из «прикормленных украинцев». Отправной точкой для такого решения стало оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности России (15.09.2014 г.), на котором обсуждались «пути мирного урегулирования кризиса на юго-востоке Украины с акцентом на гуманитарные аспекты». В целом, для российских спецслужб период лето-осень 2014 года стал организационным этапом по «штамповке» «украинского гуманитарного арсенала»:

·         август 2014 г. – создан Комитет общественной поддержки жителей юго-востока Украины по инициативе Совета Федерации РФ. Председателем Комитета стал вице-спикер верхней палаты Ю.Воробьев. В состав Комитета вошли члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители общественных организаций, средств массовой информации;

·         сентябрь 2014 г. – попытка формирования пророссийской политической платформы из украинских депутатов на основе депутатской группы В.Олейника «За мир и стабильность» (24 украинских депутата-регионала прибыли для совещания в Государственную Думу России);

·         октябрь 2014 г. – создан Союз беженцев Украины при активной поддержке Комитета общественной поддержки жителей юго-востока Украины и депутатов Госдумы РФ.

В этой связи, был замечен всплеск политической активности руководства украинской диаспоры России – общероссийской общественной организации Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России».

Ее лидер – Богдан Безпалько, с началом агрессии России в Украину стал едва ли не самым популярным «украинистом» в российском информационном потоке. При этом, в его политических заявлениях от имени «русских украинцев» звучали ноты открытого осуждения украинской власти.

Для справки: 9 апреля 2012 года Министерство юстиции России при чрезвычайно конспиративных обстоятельствах и на удивление быстро зарегистрировало новую Федеральную национально-культурную автономию «Украинцы России» (ФНКА УР). ФНКА УР была учреждена вместо ликвидированных ранее (закрытых Верховным судом РФ по всяким надуманным предлогам) активных центров диаспор – Всероссийской украинской общественной организации «Об’єднання українців Росії» (ОУР) и Федеральной национально-культурной автономии украинцев. Название последней было положено в основу новой пророссийской, управляемой извне общественной организации украинцев. На тот момент подавляющее большинство руководителей украинских общественных организаций из регионов России расценили эти действия как «спланированную акцию, призванную внести раскол в украинское движение в России». Руководить новой организацией был поставлен некто Богдан Безпалько, человек сомнительной репутации, причастный к делам по ликвидации украинской библиотеки в Москве, уничтожению газетного фонда Библиотеки украинской литературы и к избиению сотрудниц библиотеки. Богдан Безпалько до своего «нового назначения» был привлечен к суду за сексуальные домогательства, но дело было закрыто после вмешательства в процесс администрации президента РФ. Карьера Безпалько в 2013-м резко пошла вверх, за короткое время он стал

·         членом Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве Регионального развития РФ;

·         постоянным участником международных конференций Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, один из основателей Международного общественного движения «Мир без нацизма»;

·         постоянным участником конференций Института русского зарубежья, Белорусской Академии Наук;

·         экспертом и автором материалов на ИА «Регнум», постоянным комментатором пропагандистском радио Sputnik.

Одним словом, российские спецслужбы заблаговременно подготовили социально-информационный ресурс – ФНКА УР и «законсервировали» его, а в нужное время его просто активизировали. К осени 2014 года, мнение украинской диаспоры России стало созвучным с мнением российского руководства, хотя на самом деле оно не разделялось большинством украинцев в России.

(Продолжение следует)

Вячеслав Гусаров, эксперт по информационной безопасности, ЦВПИ, группа «ИС

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s