Кремль разбомблят Су-25 Украины из Грузии

17190734_1270367673040412_4138134904885026125_nГрузия полностью отказавшись от ВВС в 2010 году, всю свою боевую авиацию передала командованию сухопутных войск, где сформирована бригада авиации и ПВО из вертолетной и самолетной эскадрилий. В самолетной эскадрильи насчитывается 12 штурмовиков Су-25 различных модификаций, которые на днях тоже снимают с вооружения в целях экономии. В будущем грузинская военная авиация будет только из БПЛА.

Су-25 в снят с производства в РФии в 2017 г. Грузия будет не в состоянии поддерживать его лётную годность. В Украине такая возможность есть в среднесрочной перспективе.

У россиянцев около 100 Су-25СМ/CM3, 80 Су-25, 15 Су-25УБ и 7 Су-25УТГ т.е., более 200 штурмовиков этого типа, который снят с производства. Легкого штурмовика, как и двигателя для него, в РФии нет.

В сравнении с врагом, у нас критическая нехватка штурмовиков Су-25. После распада СССР в Украине было два полка Су-25 (456 ОШАП и 299 ШАП), до 50 самолетов но никогда не находилось более 30 самолетов в строю. После расформирования штурмовики отправлены на 4070 резервную авиабазу.

В Украине на вооружении сегодня до 28 реально готовых к бою Су-25- полноценный штурмовой полк.

За счет самолетов, находящихся на хранении и в ремонте (запорожский завод «Мигремонт» имеет опыт их ремонта и даже модернизации), возможно, увеличится их количество до штата бригады. Но это предел., т.к. 5 штурмовиков Су-25 было потеряно в 2014-м. Наши резервы- небольшое количество самолетов на хранении.

Без помощи стан НАТО, главным образом- США, получение новых самолетов любых типов невозможно.

Покупка даже б/у самолетов эскадрильями (12 ед.), как лот в Грузии, или больше- имеет смысл, меньше 12-ти – нет.

Другими словами, для отражения масштабного вторжения России, уничтожения техники, кораблей (типа корвет/фрегат), вертолётов, транспортных самолётов, переправ, временных укрытий, комплексов ПВО и живой силы, действующих на высоте до 5000 м. (с боекомплектом при полной заправке около 3 т.) на глубине до 450 км на всей линии фронта- у нас практически нет машин.

Поэтому, стоило бы присмотреться к открывшейся возможности их покупки или лизинга в Грузии.

При условии разумной стоимости самолетов (была информация, что Грузия хочет $50 млн. за все 12 машин, 7 из которых- «Скорпионы»), с учетом их технического состояния, модернизации даже 7-ми из них это может интересовать Украину, даже принимая во внимание проблемы с двигателями для Су-25 от ОАО «Уфимского моторостроительного ПО», РФия.

Напрягает цена. Новый Су-25 стоил примерно $ 5,5 млн., когда производился. В 2000-2001 стоимость модернизации каждого Су-25 обходилась около $2 млн. Итого- 7,5 млн. Но речь идет о новых самолетах, а не машинах с ресурсом планера и двигателя 50%, которые вряд ли стоят более $2,5-3 млн. Даже модернизированные, с электроникой образца 2000 года (цена на которую сегодня вчетверо ниже) они не стоят более $3-3,5 млн. за каждый из «Скорпионов» или $21-24,5 за 7 Су-25КМ «Скорпион» плюс $12,5-15 млн. за оставшихся 5 машин. Итого $33,5-39,5 млн. за всю партию. Дофигища хотят грузины, я т.д.

Но тут вот еще что.

17190734_1270367673040412_4138134904885026125_nТбилисский завод (а он и строил в СССР Су-25) имеет полный комплект документации на этот самолет. Право интеллектуальной собственности на него не урегулировано на постсоветском пространстве. Если в случае покупки Су-25 в комплекте с самолетами Грузия предоставит нам документацию, то проектирование любого своего штурмовика на основе Су-25, его строительство или ремоторизация без России будет полностью в нашей компетенции. Если думать о будущем, конечно.

Это же касается и «Скорпионов», т.к. именно на тбилисском авиазаводе израильской фирмой Elbit Systems Ltd. обычные Су-25 в 2001-м были модернизированы: обновлено все БРЭО, кабина, номенклатура вооружения, улучшена живучесть.
Грузинские Су-25 «Скорпион» могут выполнить любые задания в любое время суток и в любую погоду оборудован системой нашлемного целеуказания, несет любое ракетно бомбовое вооружение и превосходит россиянский Су-25Т для борьбы с танками и укрепленными огневыми точками (типа ДОТ).

Для принятия взвешенного решения относительно покупки Су-25КМ «Скорпион» и других Су-25 было бы не лишним получить консультации специалистов и бывшего шеф-пилота фирмы Elbit Systems, Егуда Шафира (Ehuda Shafir), который «обкатывал Скорпиона» с апреля 2001.
Оснащение Су-25КМ «Скорпион» новым комплексом авионики в соответствии с технологией «glass cocpit» разработки Elbit расширяет возможности самолета, обеспечивая всепогодность, безопасность полетов, точную навигацию и целеуказание для вооружения.
Комплекс авионики базируется на модульных многоцелевых компьютерах Elbit, соединенных двумя шинами обмена данных типа 1553B. Кабина реконструирована полностью.
Аналоговые приборы (кокпит русского Су-25Т на фото) заменены двумя многофункциональными цветными LCD-дисплеями (кокпит грузинского Су-25 на фото) размером 6″ x 8″, установлена ссистема HOTAS (Hands-On-Throttle-And-Stick), позволяющая пилоту выполнять многие операции не снимая рук с ручек управления самолетом и двигателями, система индикации на лобовом стекле заменена новой с передней панелью управления, навигационная система, работает в режиме GPS и в инерциальном режиме, информация отображается на цветном дисплее в режиме движущейся карты, установлены две радиостанции: UHF и VHF, обеспечивающих защищенную от прослушивания связь, самолет оснащен нашлемной системой целеуказания DASH фирмы Elbit.
Радиолокационный высотомер, топливные датчики а также лазерный дальномер-целеуказатель «Клен» остались.
Вооружение «Скорпиона»- микс советских ( Р-27, Р-73 ) и западных ракет и авиабомб,
Су-25КМ «Скорпион» оптимально подходит для действий в локальном конфликте, в воздушном бою сможет противостоять истребителям третьего поколения, но против истребителей 4+ поколения (основы ВКС РФ) он бессилен.

Программа модернизации своих 25-28 Су-25 по израильскому варианту обойдется минимум $50 млн.
Когда речь идет о модернизации существующих и находящихся на хранении самолетов, в Украине подразумевается 2 варианта.
Первая- это модернизация истребителей для работы по наземным целям и повышение эффективности поражения наземных целей штурмовиками Су-25.
Вторая (глубокая) связана с полной заменой узлов и агрегатов. Но, к примеру, установка более совершенного радара, позволяющего лучше обнаруживать наземные и воздушные цели и совместимого с радиолокационными головками наведения авиационных ракет, пока осложнена при его производстве зависимостью от ряда российских комплектующих.

От применения иностранного радара на самолетах с советского производства с ракетами советского производства толку нет- значительная часть авиационного вооружения не работает.

Начало глубокой модернизации легких истребителей МиГ-29 и тяжелых Су-27 началось только в 2016-м, что позволит им служить до 2030-х годов. При этом ремонт их двигателей (но не их модернизация) производится Луцким АРЗ.

Запасы Су-25 есть Азербайджане, Армении, Белаоуси, Туркмении, Узбекистане. Русские Су-25Т и Су-25ТМ уступают этому самолету в воздух.

Ремонт и обслуживание Су-25КМ «Скорпион» в Украине наладить можно с помощью остающихся на хранении машин.

Планер Су-25 имеет великолепные прочностные характеристики и при его модернизации прослужит десятки лет, при условии конструкторского доработки планера.

Главная проблема Су-25 для Украины- его уфимские двигатели ТРДД Р-195 ( тяга 4300 кг / 4500 кг на чрезвычайном режиме). В РФии они установлены на все штурмовики Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25ТК, Су-28 и Су-39.

Производимые двигатели на АО «Мотор Сич» АИ-25 («родной» для Як-40, а АИ-25В – для чешского L-39) в модификациях АИ-25 серии 2Е, АИ-25ТЛ, АИ-25ТЛК, АИ-25ТЛШ с максимальным весом всего 350 кг. имеют значительно меньшую тягу ( 1720 кг.), чем необходима для Су-25 (2300-2500 кг.). Резерва для улучшения параметров АИ-25 при незначительных конструктивных изменениях нет.

У то же время, у нас есть отличный двигатель другой серии-АИ-222. Современный АИ-222-25Ф (устанавливается на легкие L-15 AJT и Як-130), оптимизированный для современных учебно-тренировочных самолетов и учебно-боевых самолетов с тягой на максимальном режиме не менее 2500 кгс, а на полном форсажном 4200 кгс. при взлете и 2760 на 11000 м. Но для Су-25 он тоже не годится.
Размерность АИ-222-25Ф сопоставима с уфимским ТРДД Р-195, что при его глубокой модернизации в перспективе теоретически делает возможным ремоторизацию своих Су-25.
Так, например, диаметр вентилятора АИ-222-25Ф- 624 мм., длина от поперечного фланца до критического сечения сопла- 3138 мм. Сухая масса 560 кг. (при 860 кг. у ТРДД Р-195). Длина «уфимца» Р-195 составляет 2880 мм, т.е., он короче всего на 258 мм., что не является проблемой для инженеров и конструкторов. Планер Су-25 проще ремоторизировать менее габаритным по диаметру АИ-222-25Ф (624 мм), т.к. ТРДД Р-195 имеет диаметр 805 мм., а его максимальная высота без агрегатов 1040 мм. Сухая масса ТРДД Р-195- 860 кг. (у «запорожца»- 560 кг.)
Серийное производство АИ-222-25 в Запорожье началось в 2003 году с участием россиянского ММПП «Салют» (РФ). Часть узлов поставляет Омское моторостроительное объединение им. П.И.Баранова.

АИ-222-25Ф (для китайского L-15 AJT и россиянского Як-130) изменённая конструкция камеры сгорания, турбин высокого и низкого давления. Турбина высокого давления унифицирована с турбиной газогенератора двигателя Д-27, могут устанавливаться сопла с управляемым вектором тяги и форсажной камерой, применена цифровая система автоматического управления, совмещённая с системами тестирования и диагностики.

Если задача облегчения планера Су-25 за счет ultra light constructions, а также, отказа от кооперации с ММПП «Салют» (РФ) и Омским моторостроительным объединением может быть решена на АО «Мотор Сич»-

значит проект штурмовика, ремоторизации и модернизации Су-25 в Украине может быть более серьезной, чем перспективный легкий ударный самолет, который проектирует КБ «Антонов» с нуля.

АИ-222-25Ф имеет больший ресурс (чем ТРДД Р-195), он является более легким, технически продвинутым, способным к модернизации и увеличению мощности при финансировании его программы. В 2013-м году конструкторы ГП «Ивченко Прогресс» заявляли, что видят технические возможности за счет которых тяга АИ-222-25 могла быть существенно увеличена, если вложить некоторые средства в ОКР.

В декабре 2013-го года никто в военно- промышленных кругах РФии не подозревал о планах вторжения Хуйла в Украину. Этот факт подтверждает полученное запорожским ГП «Ивченко Прогресс» от россиянского оборонного ведомства техническое задание на разработку более мощного варианта авиационного двигателя АИ-222-25 с тягой до 2900 кг. (сейчас 2,5 т.) под легкий русский ударный самолет на базе Як-130.

75% оборонного бюджета идет на обеспечение и зарплаты, и лишь 25% — на подготовку войск, закупки новой техники, ремонт и модернизацию (в НАТО- 40% на обеспечение, 30% на подготовку войск и 30% на закупку военной техники).

Складывается впечатление, что никто в правительстве не задумывается над созданием своих двигателей для стоящих на службе Су-25 и перспективных штурмовиков его класса.

Если для собственного перспективного учебно- боевого самолета или легкого ударного самолета у нас есть АИ-222-25Ф с тягой по 2,5 т., то программа увеличения тяги АИ-222-25 до 2900 кг. или его развития до потребности штурмовика класса Су-25 просто отсутствует. Все тянет на себе ГП «Ивченко Прогресс» за счет прибыли. Гройсман занят.

Volodimir Bondal
Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s